Как организовать службу заказа такси? Бизнес план такси с расчётами.

Данный бизнес-план написан основателем и одним из разработчиков сервиса "Таксомёт" на основе имеющегося опыта накопленного за 10 лет  взаимодействия со службами заказа такси, работающими на программном комплексе "Таксомёт". Будем честны: не каждый начавший свой бизнес службы заказа такси продолжает его даже спустя несколько месяцев. За годы работы мы наблюдали как рост служб заказа такси с нуля до службы лидера в своем городе у одних, успешное конкурирование с крупнейшими агрегаторами в своем городе, так и несбывшиеся ожидания и закрытие службы у других.

Возможно, это самый полный и подробный бизнес план по открытию службы заказа такси в интернете на данный момент. В нем будут рассказано не только о типовых действиях присущих любому бизнесу, но секреты успеха данного бизнеса, которые постигаются не всеми предпринимателями и не сразу, которыми пользуются агрегаторы (мы же дошли до них опытным путём).

Введение и описание условий для применения бизнес плана.

Казалось бы, неужели в 2023 году можно начать бизнес такси в России? Ведь Вы, наверно, скажете, что агрегаторы уже захватили рынок такси в России. Да, действительно рынок такси в России достаточно сложный. В этой статье мы как раз расскажем о том, как начинать бизнес такси в сильно конкурентной среде. Варианты есть.

В бизнес-плане рассматриваются все основные аспекты при открытии службы заказа такси. Бизнес-план написан с учетом особенностей ведения бизнеса такси и законодательства в России. Хотя в целом, его можно использовать и при открытии службы заказа такси и в других странах, но с учетом местных особенностей рынка.

Это описание бизнес-плана с минимальными затратами, который при желании сможет реализовать каждый, имея небольшие сбережения или дополнительный небольшой источник дохода. Если Вы хотите открыть службу заказа такси "с размахом" и очень быстрыми темпами, то Вам придется заложить в план дополнительные действия и расходы связанные с ними самостоятельно. В этой статье рассказывается как аккуратно начать бизнес службы заказа такси, и не допускать типовых ошибок на старте (тут имеется в виду в первую очередь оценка своих возможностей).

Данный бизнес-план написан с учетом принятого, но еще не вступившего в силу закона о деятельноси такси 2022 года (вступит в силу с 1 сентября 2023 года.). Ссылка на рассмотренный законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/121564-8

Исследование рынка

Описание рынка такси-услуг в городе

Как было сказано выше рынок услуг такси в Росссии достаточно конкурентен. По нашим наблюдениям (наблюдения разработчиков  независимого программного обеспечения для служб заказа такси) в России наиболее переспективно открывать службу заказа такси в небольших городах и населенных пунктах (в других странах ситуация может быть другой, об этом напишем в отдельной статье). Небольшие города с населением до 100 тысяч человек представляют особый интерес для исследования рынка такси-услуг. В таких городах часто отсутствуют или слабо развиты крупные агрегаторы такси, что создает благоприятные условия для открытия собственной службы заказа такси.

Главными конкурентами в данном рынке являются местные службы заказа такси. И даже если агрегаторы присутствую в таких городах, то конкурировать в небольшом городе с ними значительно проще по следующим причинам:

  • на старте не нужно огромное число машин для того, чтобы покрыть машинами небольшой город;

  • в небольшом городе небольшая вилка цен, что не позволяет агрегаторам сильно манипулировать ценами;

Анализ конкурентов

Анализ конкурентов – это важный этап исследования рынка такси-услуг в небольшом городе. В данном случае рассматривается город на Кубани с населением 50 000 человек.

На рынке такси-услуг в городе уже действует несколько компаний, предоставляющих услуги такси. Среди них (названия изменены):

  1. "Такси Сити" – крупнейшая компания, предоставляющая услуги такси в городе. Имеет большой автопарк и широкую сеть партнеров по всему городу.

  2. "Уютное такси" – небольшая компания. Основана раньше, чем "Такси Сити", но предположительно имеет меньший вес на рынке.

  3. "Северное такси" – компания, ориентированная на предоставление услуг такси в северной части города.

  4. "Экспресс такси" – компания, специализирующаяся на оказании услуг такси срочной доставки.

Анализ конкурентов включает в себя оценку их преимуществ и недостатков, оценку качества их услуг, ценовую политику, удобство заказа и другие факторы. На основе анализа конкурентов можно сформировать стратегию по привлечению клиентов, определить основные конкурентные преимущества и недостатки, а также принять решения по ценообразованию, улучшению качества услуг и удобства заказа.

Кто-то из Вас может подумать, что для анализа конкурента нужно знать число заказов выполняющихся у него за промежуток времени (например за месяц). Во-первых вряд ли Вам удстся получить такую информацю, т.к. это коммерческая тайна, в лучшем случае можно сделать очень грубую оценку по косвенным данным. Мы Вам скажем, что количественные показатели конкурента не сильно важны для принятия решения. Наиболее интересным будет качесвтенный анализ конкурентов, и сделать это можно по открытым доступным данным.

Оценим перспективы развития новой службы заказа такси в конкретном небольшом городе, и для этого по каждому из конкурентов соберем следующую информацию:

  • Имеется ли программное обеспечение в службе конкурента или служба работает по старинке по рациям или через мессенджеры; Если в службе такси не используется современное программное обеспечение, то такой конкурент является слабым. При наличии в Вашей службе такси современного ПО такого как "Таксомёт" Вы получите серьезное превосходство перед конкурентами. Производительность труда в Вашей службе будет выше, а значит больше свободных денежных средств, которые можно направлять на маркетинг.

  • Имеются ли автоматические оповещения клиентов. В итоге клиент выберет ту службу которая автоматизированно оповещает его о назначении и подаче машины без задержек.

  • Имеются ли у службы конкурента мобильные приложения для заказа такси для Android и IOS и какие есть недостатки в этих приложениях. Если у конкурентов мобильных приложений для клиентов нету или они сильно неудобные, то Вам крупно повезло, ведь большая доля пассажиров предпочтут заказывать такси именно через мобильное приложение. Процент заказов через мобильные приложения в небольших городах как правило ниже чем в крупных городах, посколько для увеличения процента заказов через приложения они (приложения) должны зарекомендовать себя, на это нужно время.

  • Поговорите с водителями конкурента, узнайте о недостатках службы с точки зрения водителей. Возьмите это на заметку. По возможности узнайте размер комиссии с заказа для водителей у конкурента.

  • Ценовая политика. Например, конкурент стремится сделать поездки как можно дешевле или конкурент устаналивает цены динамически в зависимости от времени суток или спроса. Поездки по фиксированной цене или по таксометру. Большинство клиентов предпочитают поездки по заранее оговоренной цене, но часть все таки выбирают таксометр.

На основе собранных данных составьте таблицу, возможно Вы увидите какие-то общие особенности слабых мест всех конкурентов.

Если Вы пришли к выводу, что в Вашем городе слишком сильные конкуренты и Вы не хотите ввязываться в борьбу, то рассмотрите соседние города.

Оценка целевой аудитории

Услуги такси считаются услугами массового потребления, потому что пассажирами такси являются люди разного возраста, пола, различных интересов. В целом можно выделить следующие основные критерии, которым соответствуют пассажиры такси:

  • Финансовый уровень обеспеченности позволяющий пользоваться услугами такси. Данный критерий имеет градацию, например, люди с небольшим достатоком тоже пользуются услушами такси, но реже.

  • Отсутствие своего автомобиля. Хотя автовладельцы тоже заказывают такси, но это как правило происходит при особых обстоятельствах в отличии от людей , которые не имеют своего автомобиля по тем или иным причинам.

  • Основные заказчики такси - это категория людей в наиболее экономически активном возрасте (от 24 до 60 лет, пик массы приходится до 45 лет). Услугами такси как правило пользуются люди 18+. Хотя для детей тоже заказывают такси, и они вправе ездить даже без сопровождения родителей, но они не являются инициаторами заказа такси.

  • Индивидуальная потребность в услугах такси повышает частоту пользования услугами такси. К таким факторам относится  фактор наличия маленьких детей в семье (тут играют роль два основных фактора: желание родителей предоставить больше комфорта своим маленьким детям и себе при передвижении, а так же тот фактор, что такси помогает высвободить время для других забот с детьми). Еще одним ярким фактором является неудобное расположение места работы или ночной график работы, что так же существенно повышает частоту использования такси.

  • Путешественники и туристы - люди, которые приезжают в город на отдых или деловую поездку и нуждаются в удобном и быстром способе передвижения.

  • Люди, нуждающиеся в медицинской помощи - такси может быстро и наиболее комфортно для них доставить их в больницу, поликлинику или на процедуры. Во многих городах имеются социальные службы, которые заключают контракты с такси на перевозку социально нуждающихся в этом пассажиров. На заметку: узнайте о налиции социальной службы в Вашем городе через местную администрацию или через администрацию ближайшего крупного центра.

  • Специалисты разных отраслей услуг - такси может быстро доставить специалиста к клиенту, если работа связана с выездом к клиенту.

  • Люди, планирующие потребление алкоголя - такси для них становится безопасной альтернативой вождению в нетрезвом состоянии.

Это основное. Более детальная сегментация Вам потребуется, например, при ведении рекламных компаний Яндекс.Директ. В процессе ведения рекламных компаний Вы сможете выявить сегменты наиболее интересные для Вашего бизнеса такси. Но, это не значит, что стоит ограничиваться только на таких сегметах.

Описание бизнес-модели

Описание бизнес-модели службы заказа такси

Бизнес-модель службы заказа такси - это план действий, определяющий основные направления развития и функционирования бизнеса. Для создания успешной службы заказа такси необходимо определить ключевые компоненты бизнес-модели.

Определим основные компоненты бизнес-модели службы заказа такси.

  1. Службу заказа такси с высоким уровнем сервиса (быстрая подача машины, водители с высокими профессиональными качествами, свежие автомобили).
     
  2. Служба заказа такси является сервисом по подбору исполнителя на перевозку пассажиров среди своих партнёров - перевозчиков. Не трудовые отношения с перевозчиками и водителями. Перевозчики самостоятельно формируют свой автопарк за счет собственных или арендных автомобилей, а служба заказа такси способствует условиям для своевременного обновления автопарка.
     
  3. Служба заказа такси контролирует работу перевозчиков и водителей и способствует повышению уровня сервиса.
     
  4. Служба заказа такси способствует установлению баланса между интересами перевозчиков, водителей, технических служб, и потребностями пассажиров в высоком уровне сервиса и доступной цене.

Описание основных возможностей и сервисов службы заказа такси

  1. Обычное лекговое такси вместимостью до 4 человек.

  2. Возможность заказа на определенное время.

  3. Перевозка детей согласно требованиям безопасности и закона РФ.

  4. Перевозка животных.

  5. Услуга трезвый водитель (перегон автомобиля).

  6. Минивэн (при достижении оптимистичного плана).

Поиск и найм водителей

1. Для начала работы службы заказа такси заключите договоры с таким числом водителей (перевозчиков в терминологии законодательства РФ) минимум как указано в разделе "Минимальная модель для старта развития службы заказа" (не путайте с минимально прибыльной моделью).

2. Заключайте договоры с водителями, которые являются законными перевозчиками и имеют на это все разрешения:

  • водитель является ИП или самозанятым;
  • имеется разрешение на автомобиль на перевозку пассажиров и багажа (проверяйте не только наличие бумажного разрешения, но и убедитесь по официальному реестру, что оно действует).
  • состоит в реестре перевозчиков и разрешение действует.
  • у водителя отсутствует судимость;

3. Постарайтесь заключить договоры с перевозчиками (водителями) в течение одной недели. Предупредив их о дате старта работы службы заказа такси.

4. Искать водителей (перевозчиков) можно:

  • с помощью рекламных компаний в интернете;
  • при помощи местной рекламы (например радио, многие автолюбители случают радио);
  • при помощи раздачи визиток;
  • просто личным разговором на стоянках водителей;

5. Обазательно при привлечении водителей используйте программу "приведи друга". За подключение друга тому кто привел его давайте, например, 300 рублей на счет программы. Ведь водители общаются друг с другом.

6.  Возобновляйте прием водителей, если невывоз составляет более 5-7% от числа заказов.
 

Финансовый план

Доходы и расходы

1. Доходы службы заказа такси.

  • Комиссионная модель. Источником дохода службы заказа такси будет являться комиссия с водителя от суммы заказа.

  • Дополнительным источником дохода могут являться дополнительные услуги для водителей, такие как покупка приоритета получения заказов.

  • При достижении устойчивых результатов (от 15 заказов на одного водителя в сутки, при условии что город покрыт достаточным числом водителей) водителям можно предложить покупку безлимита на смену. Такой подход закрепит устойчивое сотрудничество с водителями. В чем смысл безлиимтов?

2. Ежемесячные расходы.

  • Аренда офиса. В небольшом городе можно арнедовать офис очень не дорого. За 7-10 тысяч рублей. Да, в первое время Вы можете поппопробовать перебиться  и работать из дома, но по хорошему офис нужен для встреч с водителями и комфортной работе оператора по приему заказов. Современные программы позволяют организовать работу полностью в облаке. Оператор тоже может работать из дома, но в этом случае нет гарантии, что у оператора будут комфортные условия для работы. Отсутствие условий работы из дома может привести к серьезным потерям в качестве работы оператора. С другой стороны, если Вам повезет (подчеркиваем, что только если повезет) и к Вам прийдет работать ответвтенный оператор, и у которого еще дома хорошие условия для работы Вы можете в первое время сэкономить на офисе. Но, скорее всего без офиса Вы долго не протянете :). Отсутствие офиса будет негативно сказываться на отношении к работе.
    Аренда небольшого офиса в небольшом городе  - 7000 рублей в месяц.
     
  • Опалата труда оператору по приему заказов по телефону. Минимальная зарплата оператора для небольшого города на наш взгляд 30 000 рублей (да, это не большая зарплата, даже совсем не большая, но в небольшом городе скорее всего найдете оператора). С оплатой в фонды будет примерно +18% от зарплаты (с учётом действующих коронавирусных скидок на оплату с фонды ПФР, ФСС и прочие). Для того, чтобы служба работала 24/7 Вам нужно нанять минимум 4 оператора, чтобы не нарушать трудовое законодательство. Прикинув сколько надо в сумме денег каждый месяц и не понятную перспективу когда все это начнет окупаться, не спешите закрывать данную статью. Есть вариант, читайте дальше. 1) Заключите договор с Call-центром вместо найма операторов. За один принятный заказ отдаете в Call-центр около 7 рублей. У Call-центров есть минимальный месячный платеж и на данный момент составляет около 7000 рублей в месяц. Т.к. по началу заказов у Вас будет очень мало, то работать с Call-центром выгодно (даже очень). Call-центр будет работать на Вас круглосуточно за 7000 рублей в месяц. При работе с Call-центрами есть подводные камни. Наша практика показывает что в часы пик все Call-центры пропускают небольшую долю звонков (по крайней мере те Call-центры с которыми мы работали). Поэтому: 2) Включите робота-оператора от компании "Таксомёт" работать в паре с Call-центром. Один оформленный Роботом-оператором заказ обходится 60 копеек (в простом режиме) или 2,5 рубля в диалоговом режиме (новинка 2023 года). Робот-оператор может работать на подхвате у оепарторов Call-центра, и если операторы Call-центра не успевают взять трубку за N секунд, то робот примет заказ. Так же можно настроить так , чтобы операторы Call-центра работали на подхвате у Робота. Данный режим работы будет Вам выгоден, когда месячная сумма оплаты в Call-центр станет выше минимальной по условиям работы с Call-центром.
    Услуги Call-центра - 7000 р/месяц.
     
  • Аренда программного обеспечения. Мы не рекомендуем связываться с покупкой программного обеспечения в собственность (об этом будет отдельная статья. Если коротко, то Вам в итоге обойдется это сильно дороже, даже если Вы думаете что это дешевле, то получив коробку через 2-3 года программа устереет морально и Вы будете вынужденны еще раз покупать её, а так же скорее всего столконётесь с платной или полностью отсутствующей технической поддержки). Например, аренда программы "Таксомёт" обойдется в 3000 рублей/месяц + 1 рубль с выполненного закака. В этом разделе мы считаем только постоянные расходы (переменные считаем в другом разделе). Поэтому:
    Аренда программного обеспечения - 3000 р/месяц.
     
  • Оплата облачной телефонии (многоканальный номер для приема вхоящих звонков) от 200 до 600 рублей в месяц. Возьмем по максимуму - 600 рублей в месяц.
     
  • При работе от ИП необходимо платить за себя фиксированные взносы в ПФР и ОМС. Если у Вас уже есть ИП по другому виду деятельности и Вы и так уже платите данный взнос, то этот расход можно не учитывать. В 2023 году фиксированные взносы ИП за себя в фонды ПФР и ОМС составят 45 842 руб. Разобъем данный платеж помесячно:
    Фиксированные взносы в ПФР и ОМС - 3820 руб./месяц.
     
  • Интернет и прочие мелкие непредвиденные расходы - 3000 руб./месяц.

    Итого ежемесячные постоянные расходы составят 21 421 руб./месяц.

3. Переменные расходы.

3а. Переменные расходы (расходы на каждый заказ) по началу (до 1000 заказов в месяц).

  • Оплату в Call-центр за оформленный заказ не считаем, потому что в минимальный месячный пакет уже входит 1000 оформленных заказов, а расходы на оплату минимального пакета мы уже учли в постоянных расходах.
  • Оплата ренты за ПО "Таксомёт" - 1 рубль за каждый выполненный заказ.
  • Оплата за исходящие звонки (два отзвона при автоматическом оповещении пассажира: один при назначении машины, второй уже при подаче машины). Максимальная сумма за оба отзвона - 60 копеек.
  • Налоги - 6% УСН от поступлений от водителей. Налог влияет на чистый доход по каждому заказу. Учтем его при определении прибыльной модели работы службы заказа такси.

Итого переменные расходы составят 1,6 руб./заказ
(с учетом оплаченного пакета по приёму заявок Call-центром -  8,6 руб./заказ).


3б. Переменные расходы (расходы на каждый заказ) через некоторое время (от 1000 заказов в месяц) если приоритет приема заказов отдан Call-центру, а не Роботу-оператору.

  • Оплату в Call-центр за оформленный заказ - 6 руб./заказ. Берем чуть дешевле, т.к. скорее всего Вам удастся договориться о небольшой скидке с Call-центром.

  • Оплата ренты за ПО "Таксомёт" - 1 рубль за каждый выполненный заказ.

  • Оплата за исходящие звонки (два отзвона при автоматическом оповещении пассажира: один при назначении машины, второй уже при подаче машины). Максимальная сумма за оба отзвона - 60 копеек.

  • Налоги - 6% УСН от поступлений от водителей. Налог влияет на чистый доход по каждому заказу. Учтем его при определении прибыльной модели работы службы заказа такси.

    Итого переменные расходы при условии, что приоритет приёма заказов отдан Call-центру составят 7,6 руб./заказ.
     

3в. Переменные расходы (расходы на каждый заказ) через некоторое время (от 5000 заказов в месяц) если приоритет приема заказов отдан Роботу-оператору, а Call-центр работает "на подхвате у Робота".

  • Робот-оператор может принимать успешно до 90-95% (процент успешно оформленных заказов может зависеть от разных факторов). Возьмем к расчету, что Робот-оператор принимает 85% заказов успешно, а 15% перенаправляется на операторов Call-центра. Если будет использоваться диалоговый робот-оператор (по 2,5 рубля, диалоговый робот нужен в том случае, если вы хотите оформить заказ с указанием цены), то средняя стоимость оформления заказа составит 3,20 руб./заказ.

  • Оплата ренты за ПО "Таксомёт" - 1 рубль за каждый выполненный заказ.

  • Оплата за исходящие звонки (два отзвона при автоматическом оповещении пассажира: один при назначении машины, второй уже при подаче машины). Максимальная сумма за оба отзвона - 60 копеек.

  • Налоги - 6% УСН от поступлений от водителей. Налог влияет на чистый доход по каждому заказу. Учтем его при определении прибыльной модели работы службы заказа такси.

    Итого переменные расходы при условии, что приоритет приёма заказов отдан Роботу-оператору (Call-центр работает "на подхвате" у Робота-оператора) составят 4,8 руб./заказ.

Описание минимальной прибыльной модели

Так как данный бизнес план является минимальным, то Вам придется выполнять самостоятельно некоторые роли в службе заказа такси, такие как:

  • роль менеджера по работе с водителями;
  • роль менеджера по работе с клиентами (розыск забытых вещей, разрешение конфликнтых ситуаций);
  • роль маркетолога (реклама, анализ эффективности рекламы);
  • другие роли.

В минимальный план закладывается та минимальная прибыль при которой Вы готовы работать, в том числе над развитием Вашей службы такси. Тут дело личное. Это вопрос Ваших ожиданий. У всех может быть по разному. Это та минимальная сумма при которой минимальный набор Ваших финансовых потребностей будет удовлетворяться. Тут нужно брать во внимание аспекты личной жизни, личные траты. Для кого-то это будет 20 000 рублей в месяц, а для кого-то 100 000 рублей в месяц (несколько детей, жена не работает). Чем меньше сумма минимального для Вас дохода, тем меньше вероятность, что Вы бросите начатое спустя короткое время и доведете открытую службу заказа такси до устойчивого состояния. Соотнесите свои личные доходы и личные расходы на старте. К сожалению открытие бизнеса часто сопровождается с лишениями, экономией во благо дела. Выстройте свои приоритеты на этот счет. Тут речь об общей финансовой грамотности. Сильно в этот аспект погружаться не будем.

Минимальная прибыльная модель при приёме заказов только Call-центром:

  1. Пусть минимальная расчетная прибыль будет 80 000 рублей в месяц.
  2. Комиссия с водителя с заказа в Российских ралиях может составлять 5-20% в зависимости от параметров заказа. Возьмем к расчету среднюю комиссию в 10% от заказа.
  3. Средняя стоимость поездки в небольшом городе на Кубани с населением 35-40 тысяч человек составляет 150-160 рублей (взяты реальные данные).
  4. Средняя комиссия с заказа = 150 р х 10% = 15 руб.
  5. Чистая комиссия (за вычетом переменных расходов на заказ) = 15 руб. - 7,6 руб. = 7,4 руб.
  6. Плановый месячный доход = 80 000 руб. (минимальная прибыль) + 21421 руб. (постоянные ежемесячные расходы) = 101 421 р.
  7. Плановый доход с учетом оплаты налога 6% = 101 421 р. / 94% х 100% = 107 895 р.
  8. Требующееся чило выполненных заказов за месяц с учетом того что 1000 принятых Call-центром заказов уже учтены в постоянных расходах: (107 895 руб. - 7000 руб) / 7,4 руб. = 13 634 заказов в месяц.
  9. Среднее число заказов за день = 13 634 / 30 = 454 заказов в день.
  10. В среднем один водитель в городе с населением 30-40 тыс. человек может выполнять 15 заказов в день. Следовательно потребуется 30 водителей в течение дня, причем единомоментно днем с 7 утра до 20 вечера на линии должно находиться 10-13 водителей, в ночное время после 23 часов 3 водителя будет достаточно при таком объеме.


Минимальная прибыльная модель при приёме заказов Call-центром (если Call-центр работает "на подхвате" у Робота-оператора):

  1. Пусть минимальная расчетная прибыль будет 80 000 рублей в месяц.
  2. Комиссия с водителя с заказа в Российских ралиях может составлять 5-20% в зависимости от параметров заказа. Возьмем к расчету среднюю комиссию в 10% от заказа.
  3. Средняя стоимость поездки в небольшом городе на Кубани с населением 35-40 тысяч человек составляет 150-160 рублей (взяты реальные данные).
  4. Средняя комиссия с заказа = 150 р х 10% = 15 руб.
  5. Чистая комиссия (за вычетом переменных расходов на заказ) = 15 руб. - 4,8 руб. = 10,2 руб.
  6. Плановый месячный доход = 80 000 руб. (минимальная прибыль) + 21421 руб. (постоянные ежемесячные расходы) = 101 421 р.
  7. Плановый доход с учетом оплаты налога 6% = 101 421 р. / 94% х 100% = 107 895 р.
  8. Требующееся чило выполненных заказов за месяц с учетом того что 1000 принятых Call-центром заказов уже учтены в постоянных расходах: (107 895 руб. - 7000 руб) / 7,4 руб. = 9 891 заказов в месяц.
  9. Среднее число заказов за день = 9 891 / 30 = 330 заказов в день.
  10. В среднем один водитель в городе с населением 30-40 тыс. человек может выполнять 15 заказов в день. Следовательно потребуется 22-25 водителей в течение дня, причем единомоментно днем с 7 утра до 20 вечера на линии должно находиться 10 водителей, в ночное время после 23 часов 2-3 водителя будет достаточно при таком объеме.

Минимальная модель для старта развития службы заказа такси в городе с населением 30-40 тысяч человек, при которой служба такси будет существовать и будет выполнено минимальное условие для ее развития (такие показатели необходимо достичь как можно скорее в первые дни работы службы заказа такси).

  1. Размеры нашего условного города с населением 30-40 тысяч человек составляют (по длине дорожного маршрута) 6 х 3 км (цифры взяты реальные).
  2. Для того, чтобы покрыть всю площадь города таким образом, чтобы подача автомобиля составляла не более 2 км для водителя нужно минимум 6-8 водителей единовременно днем (ночь не берем в расчет).
  3. Если единовременно нужно 6 водителей, то за сутки потребуется хотя бы 15 водителей.
  4. Чтобы обеспечить 15 водителей хотя бы 10 заказами в день, то нужно 150 заказов день.

К таким показателям нужно прийти в самые ближайшие дни после начала работы службы заказа такси. Это самый минимум. Иначе служба заказа такси не будет развиваться, потому что подача будет долгой (пассажиры будут отказываться) или потому, что водители будут отказываться делать дальнюю подачу машины.
 

Описание оптимистичной прибыльной модели

  1. Оптимистичной моделью считаем случай когда служба такси занимает 30-40% от числа заказов в городе (население 30-40 тысяч человек).
  2. По нашим оценкам в городе с населением 30-40 тысяч человек осуществляется не менее 1500 заказов за сутки, из них по нашему оптимистичному плану прийдется около 600 заказов в сутки.
  3. Комиссия с водителя с заказа в Российских ралиях может составлять 5-20% в зависимости от параметров заказа. Возьмем к расчету среднюю комиссию в 10% от заказа.
  4. Средняя стоимость поездки в небольшом городе на Кубани с населением 35-40 тысяч человек составляет 150-160 рублей (взяты реальные данные).
  5. Средняя комиссия с заказа = 150 р х 10% = 15 руб.
  6. Месячная выручка = 15 руб. х 600 заказов х 30 дней = 270 000 рублей.
  7. Выручка за вычетом налога 6%  = 253 800 руб. (кстати, налог можно уменьшить на величину взносов в фонды, но не более чем на 50%).
  8. Чистый доход = 270 000 - 14 421 р (постоянные расходы без оплаты в Call-центр) - 600 заказов х 30 дней х 4,8 руб. = 152 979 руб.
  9. Для выполнения 600 заказов в день потребуется около 40-50 водителей в течение дня.

Увеличить прибыль примерно на 50% можно увечив размер комиссии всего на 3% до 13%, а это уже 230 000 в месяц. Так же можно сэкономить на телефонии порядка 10-12 тыс. рублей при таком числе заказов купив GSM шлюз. Вышли на 240 000 рублей прибыли.
 

Ну и не забываете, то это лишь скормный оптимистичный прогноз. С нами работают службы, в которых по несколько тысяч заказов сутки. Они тоже когда-то начинали с нуля.

Маркетинговая стратегия для привлечения клиентов

  1. Для того, чтобы достигнуть результатов описанных в минимальной и оптимистичной финансовых моделях такси должно работать в массовом сегмете, т.е. класс эконом и комфорт по максимально доступной цене для пассажира.
  2. Использование программ лояльности для клиентов, таких как "каждая Nая поездка со скидкой", "Приведи друга" через распространение промо-кодов.
  3. Максимально активные рекламные компании в первые три месяца работы службы такси, далее умеренная активность рекламы за счет уже заработанных средств.
  4. Проведение акций для клиентов, желательно с эффектом вирусного маркетинга в первые три месяца работы. Проявите фантазию. Одним из примеров успешного вирусного паркетинга является маркетинговая компания службы заказа "Апельсин". Служба заказа каждому новому клиенту дарила через водителя один апельсин. В результате информация о службе разошлась сарафанным радио очень успешно, что привело в крайне положительному результату.
  5. Динамическая ценовая политика для клиентов так же может считаться частью маркетингового плана потому, что главная цель службы такси - это чтобы пассажиры уезжали. Если цену сделать слишком низкую для пассажира, то есть высокая вероятность, что такой пассажир вообще не уедет, т.к. заказ не будет взят водителем. А слишком высокая цена - отпугнет пассажира. Необходлимо найти тонкий баланс рыночной цены для каждого пассажира в текущий момент времени.

Стратегия при работе с водителями

При работе с водителями помним главное правило службы заказа такси о том, что пассажир всегда должен уезжать.

Используем такую стратегию при работе с водителями, при которой водитель будет мотивирован работать эффективно, следить за состоянием транспортного средства, а так же будет заинтересован работать именно у Вас, а не на конкурентов.

1. Стимулируем повышения качества сервиса за счет внедрения рейтинга для водителей (настраиваем раздачу заказов так чтобы водители с более высоким рейтинго получали больше заказов):

  • повышение рейтинга за интенсивную работу;
  • повышение рейтинга за брендирование автомобиля рекламой службы заказа такси;
  • повышение рейтинга за положительные отзывы клиентов (актуально при использовании приложений для заказа такси);
  • повышение рейтинга за взятие провисающего заказа;
  • повышение рейтинга за использование автовзятия заказов;
  • повышение рейтинга за дальнюю подачу;
  • снижение рейтинга за отказ от уже взятого заказа (так же можно назначить денежный штраф за отказ от уже принятого заказа);
  • снижение рейтинга за опаздание на заказ;

2. Гибкая цена поездки, при которой в каждый момент времени водитель будет заинтересован работать именно в Вашей службы (более подробно см. раздел "Формирование цен и ценовая политика").

3. Не боимся расторгать отношения с неэффективными водителями по причинам:

  • систематические жалобы клиентов (достаточно 3-4 жалобы за месяц); Ведь такие водители принесут больше вреда Вашей службе чем пользы;
  • частые отказы от заказов; Если в службе заказа такси нет острого дефицита водителей, то целесообразнее отказаться от сотрудничества с такими водителями. Все равно заказы вывезут другие водители, причем Вы укрепите свою позицию среди хороших водителей дав им больше заказов;

4. Используем программу для водителей "приведи друга" для пополнения числа водителей.

5. Мониторим вывоз, и в случае нехватки водителей ведем поиск водителей через рекламу.

7. В случае если служба заказа такси может предложить более 10-15 заказов в день для каждого водителя, то можно внедрить безлимиты для водителей. Это усилит позицию службы. Как это работает? К примеру, в среднем один водитель выполняет 10 заказов в день. Но лучшая часть водителей (35% от общего числа водителей) выполняет 18 заказов в день. При этом средняя комиссия на заказы с ценой до 200 рублей (таких 90% от всего числа заказов) составляет 15 рублей. Предложим водителям полный безлимит за 225 рублей на 8 часов на заказы с ценой до 200 рублей. Это чуть-чуть дешевле чем отдавать по 15 рублей за 18 заказов. Служба заказа ничего не потеряет в деньгами, потому что получить больше комиссии от тех водителей аутсайдеров, которые все таки купят безлимит и решат работать интенсивнее. Главный выгода для службы заказа такси в том, что водитель купив безлимит будет стремиться его отбить как можно лучше, выполняя больше заказов. А мы помним, что главная цель службы заказа такси в том, чтобы был больше вывоз и все пассажиры уезжали.

8. Комиссия службы заказа такси (в том числе при использовании безлимитов) должна быть такой, чтобы водитель зарабатывал в сумме не менее, чем у конкурентов. Тут нужно учитывать текущее положение службы заказа такси, число заказов в сутки/месяц, цена для пассажиров.

9. Доносите информацию по тарификации комиссии для водителей почаще, чтобы водители понимали выгодные стороны работы в Вашей службе такси.

Расчет бюджета на маркетинговые активности

Сделаем расчет на маркетинговые активности исходя из того что необходимо достигнуть показатели минимальной модели для старта развития службы заказа такси определенные нами в соответствующем разделе (для города с населением 30-40 тыс. человек в день) в течение 14 дней:

  • нужно выйти на 150 выполненных заказов в сутки;
  • необходимо вовлечь в постоянную работу в течение суток 15 водителей;

Так же условием будет выход на минимальную прибыльную модель в течние 3х месяцев (это зависит от желаемой минимальной прибыльности, выше мы в расчете брали 80 000 рублей в месяц чистой прибыли):

  • 330 выполненных заказов в сутки;
  • необходимо вовлечь в постоянную работу в течение суток 23-25 водителей;

Необходимо определить стоимость привлечения одного пассажира через рекламу, а так же понять сколько новых клиентов нам надо получить, чтобы наше такси заработало. Если служба работает нормально, и вывозит пассажиров, то часть из них будут пользоваться услугами Вашей службы такси регулярно.

Один пассажир в среднем в небольшом гроде выполняет 3,15 заказов в месяц. Это реальная информация, которую Вам особо никто не расскажет просто так. Цифра взята на примере реальной службы такси, это число может варьироваться, но от чего-то нужно отталкиваться в плане.

В течение первых двух недель требуется выполнить 150 х 14 = 2100 заказов.

С учетом того, что каждый клиент в среднем делает 3,15 заказов в месяц, то потребуется 667 новых клиентов за 14 дней. С учетом того, что служба только начинает работать и может быть плохой вывоз, то умножим требующееся число новых клинтов на треть. Т.е. в первые две недели требуется привлечь 870 новых клиентов.

Привлечение одного нового клиента при эффективной рекламе обходится от 35 до 70 рублей по информации от наших клиентов.

Следовательно на рекламные актиности по привлечению новых клиентов на первые две недели требуется выделить 870 х 70 руб. = 60 900 рублей. 

Для того чтобы достич минимально прибыльно модели в течение первых 3х месяцев требуется выполнить 330 х 92 = 30 360 заказов.

Один пассажир в среднем в небольшом гроде выполняет 5,7 заказов за три месяца. Следовательно за первые три месяца требуется привлечь 5326 клиентов.

Следовательно на рекламные актиности по привлечению новых клиентов в первые 3 месяца работы требуется выделить 5326 х 70 руб. = 372 800 рублей. 

Для привлечения водителей сделаем ставку на партнёрскую программу для водителей "Приведи друга". Будем давать 300 рублей на счет водителя новому водителю и 300 рублей тому, кто его пригласил после того как новый водитель выполнит 20 заказов (защита от фейковых регистраций).

Описание каналов продвижения и привлечения клиентов

Описание каналов поиска водителей

Формирование цен и ценовая политика

В данной статье несколько раз доносится мысль о том, что для службы заказа такси главной задачей является то, чтобы клиенты всегда уезжали на такси. Снижение до минимума невывоз.

Именно эта мысль должна полностью отображаться в ценовой политике при формировании цен на поездки. Заказ поездки на такси - это сделка. При какой цене наиболее благоприятные условия для успешного совершения сделки? Верно - при рыночной цене.

Как определить наиболее точную рыночную цену для конкретнотой ситуации в конкретное время и даже для конкретной поездки?

Тут есть некий момент прогнозирования.  Предположим, что среднее время выполнения заказа нашем городе составляет 12 минут (от принятия заказа водителем, до его завершения, включая среднее ожидание клиента). Таким образом если прогнозируемое число заказов в течение ближайших 12 минут в радиусе подачи больше имеющегося числа водителей в этом радиусе, то это повышенный спрос.

  • Если существует повышенный спрос, а ресурс количества машин ограничен, то цену следует повышать ровно на столько, чтобы на совершение поездки согласились столько клиентов, сколько есть машин в радиусе максимальной подачи. Например, прогнозируем, что в тчение ближайших 12 минут в радиусе 2 км обратится 15 пассажиров, но в этом радиусе имеется лишь10 машин. Следовательно в идеале цену надо поднять на столько, чтобы 4-5 пассажиров в силу высокой цены отказались от поездки.
  • Если заказов мало, и на ближайшие 12 минут прогнозируется заказов меньше чем водителей в радиусе подачи, то цену надо снизить до минимальной при которой нужно число водителей готовы работать (с понимание, что сейчас тихое время суток, и с пониманием, что будет час пик и праздник на их улице. В конце концов важен итоговый заработок по итогу рабочего дня).

Что будет если не стремиться к формированию рыночной цены?

Если цена на поездки будет не рыночной  и, например, Вы хотите сделать поездки подешевле, то особенно в часы повышенного спросы (в часы пик) водители начнут работать на конкурентов, в следствии чего пассажиры не будут уезжать. Сделав заказ пару раз и не дождавшись машины клиенты перестанут заказывать у Вас такси.

Если же несоразмерно завышать цену не вовремя, то будет перекос в противоположную сторону. Клиенту будут отказываться от поездки и уходить к конкурентам.

Поэтому балансирование цены на поездки является очень тонким процессом, который нужно чувствовать и понимать.

Как определить сбалансированную цену поездки?

Достичь баланса и сформировать рыночные цены в текущий момент времени для текущих условий можно только опытным путем.

При старте работы службы заказа такси:

  1. Узнайте цены основного конкурента. Отдельно узнайте его цены в часы пик (утром с 700 до 900 вечером с 1700 до 1900). Возьмите эти цену за основу, но скорректируйте их как сказано в следующем пункте.
  2. Выявите время подачи машины у основного конкурента в час пик (например, в 800). Сделайте несколько заказов в это время. Если время подачи составляет более 10 минут в среднем и при этом цена в час пик не отличается от обычного времени или отличается незначительно, то скорее всего конкурент использует не рыночную цену. В этом случае попробуйте для начала поднять цену в час пик на 10-20% больше чем у конкурента, и при этом обязательно анонсируйте изменения водителям. Постарайтесь донести информацию до водителей конкурента.
  3. Выявите время подачи машины у основного конкурента в обычное время (не час пик, например, с 1000 до 1500, сделайте несколько заказов, чтобы узнать среднее время подачи). Если время подачи машины в обычное время у конкурента составляет менее 6 минут, то попробуйте снизить цену на 5-10% по сравнению с ценой основного конкурента. Если показатель вывоза будет в норме, то можно еще снизить на 5%. Как только показатель вывоза начнет повышаться (станет более 10%), то скорее всего вы пересекли черту рыночной цены для обычного времени, откатите цену (повысьте ее обратно не небольшой процент).

В процессе работы служба заказа такси:

  1. Следите за показателем невывоза в часы пик. Опытным путем изменяя цены на час пик на 3-5% один раз в неделю добейтесь, чтобы невывоз в часы пик составлял не более 5-10%. Как только показатель невывоза вошел в диапазон 5-10%, то более цену поднимать не нужно.
  2. Следите за показателем невывоза в обычное время (не час пик). Изменением цены на 3-5% один раз в неделю пытайтесь достигнуть не вывоза в диапазоне 5-10%.

Оговорка. Вышеописанные методики балансирования могут не работать, если в Вашей службе заказа такси нет нужного числа водителей для обеспечения покрытия города (см. раздел о минимальной модели для старта развития службы заказа такси). Это как раз характерно при старте службы заказа такси. Поэтому:

  • в период старта и турбулентности запуска службы заказа такси следует сопровождать актианой рекламой и маркетингом, чтобы как можно скорее выйти на показатель минимальной модели для старта развития службы заказа такси;
  • в период старта стимулировать водителей финансово до тех пор пока служба не выйдет на показатели минимальной модели для старта развития службы заказа такси; Существуют острые дискуссии по поводу доплат водителеля, которые практикует известный агрегатор. Использовать такой подход или нет - это решать Вам. Но есть и другой способ как повысить вывоз заказов при запуске службы заказа такси. Например, для небольшого города можно договориться с парой водителей на фиксированную сумму за смену, за то что они будут брать все заказы подряд. Или брать обязательно заказ если другие водители не берут его в течение 1 минуты.

Какие есть средства балансирования цены в программе Таксомёт?

  1. Создание обычных тарифов и тарифов для часов-пик.
  2. Формирование надбавок для неудобных с точки зрения водителей геозон (надбавка за посадку или высадку в той или иной геозоне, повышенная стоимость за каждый километр для нужной геозоны). Надбавки на геозоны делаются как правило с обоснованием. Например, частный сектор с плохой грунтовой дорогой.
  3. В программе есть возможность включения так называемой адаптивной подачи. Адаптивная позволяет сделать надбавку к стоимости заказа только в том случае, если ближайший свободный или освобождающийся водитель находится далеко. Этот механизм работает очень точно по каждой заявки, и срабатывает в момент повышенного спроса с точностью до каждого клиента. Не всегда оптимально повышать цену, например, если пошел дождь. А адаптивная подача начнет повышать цену на нужную величину только когда это действительно нужно! Это ноу-хай компании Таксомёт, более детально по вопросу адаптивной подачи действующие клиенты могут проконсультироваться с технической поддержкой Таксомёт.

Анализ рисков и возможных препятствий, риск-менеджмент

При любом бизнесе необходимо учитывать возможные риски и препятствия, которые могут повлиять на его успешность. Рассмотрим основные риски и препятствия, с которыми может столкнуться служба заказа такси в небольшом городе.

  1. Конкуренция. Существует вероятность того, что уже имеющиеся на рынке службы такси могут предлагать более выгодные условия и привлекательные тарифы, что может оказать негативное влияние на нашу службу.

  2. Технические проблемы. Все программное обеспечение, используемое для работы службы заказа такси, может иметь ошибки и сбои, что может привести к непредвиденным ситуациям и задержкам в обслуживании клиентов. Как разработчик программного обеспечения "Таксомёт" я могу сказать, что с программа "Таксомёт" Вас не подкачает. Хотя нам в компанию Таксомёт часто обращаются службы заказа такси, которые переходят с дргого программного обеспечение ссылаясь на технические проблемы предыдущего программного обеспечения.

  3. Сложности в рекламе. В условиях конкуренции необходимо продвигать свою службу, привлекать новых клиентов, но не всегда рекламные компании оказываются эффективными и могут быть слишком затратными.

  4. Проблемы с операторами. Работа службы заказа такси связана с большой нагрузкой на операторов Call-центра или своих оепраторов, которые должны оперативно обрабатывать заказы и контролировать работу водителей. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поиском и удержанием квалифицированных сотрудников. В некоторых случаях Робот-оператор может заменить частично или полностью живых операторов сведя данный риск до минимума.

  5. Регулирование. Служба заказа такси является юридическим лицом и должна соблюдать все требования законодательства и нормативных актов, что может стать препятствием для успешного развития бизнеса. В контексте нового закона для такси принятого окончательно в декабре 2022 года на службу заказа такси налагается обязанность контролировать наличие перевозчиков, автомобилей такси в соответствующих реестрах. Если служба заказа такси в течение месяца выполнит 10 поездок с привлечением нелегальных водителей или автомобилей, то возникает максимально высокий риск лишиться разрешения на дейстельность службы заказа такси.

  6. Нанесение ущерба здоровью пассажиров. Такси является транспортом, а следовательно имеются все риски связанные с передвижением на скорости. Согласно новому закону о такси в случае если у перевозчика не достаточно своих средств , чтобы компенсировать ущерб пассажирам, то служба заказа такси покрывает такой ущерб солидарно с перевозчиком.

  7. Нанесение иного ущерба пассажирам. Например, при срыве сроков подачи машины, например, если клиент по вине службы заказа такси опоздает на авиарейс.

  8. Неблагоприятные экономические условия. Изменение конъюнктуры рынка, кризисы и другие экономические факторы могут негативно повлиять на деятельность службы заказа такси.

В целях минимизации рисков и препятствий, необходимо разработать детальный план действий и мониторинг их выполнения на всех этапах работы службы заказа такси.

Подведение итогов

Открытие службы заказа такси в России в небольшом городе с населением до 100 000 человек является перспективным в 2023 году для малого бизнеса при условии подхода описанного в данном бизнес-плане.

В каком порядке лучше начать действовать?

  1. Придумайте название Вашего такси согласно Вашей маркетинговой стратегии, разработайте логотип.
  2. Зарегистрируйтесь в качестве ИП (открыть ИП помогут в банке Точка за 5-7 рабочих дней, менеджер приете к Вам домой), не забудьте указать нужные виды деятельности, а так же сразу подать заявление на применение УСН 6%.
  3. С 1 сентября 2023 года согласно новому закону Вы обязаны зарегистрировать в качестве службы заказа такси в уполномоченном органе. На момент написания статьи информации мало на этот счет. Скорее всего это будет происходить через департамент при администрации Вашего региона. Загуглите ;)
  4. Откройте счет в банке. На счет будут поступать платужи от водителей (через оплату банковскими картами). Для начала выберите тариф в банке без абонентской платы.
    Мы сами используем Банк Точка, он нам нравится, и поэтому рекомендуем и Вам (менеджер приете к Вам домой, очень приятная поддержка у них, хорошие тарифы, удобный интернет-банк).
  5. Зарегистрируйтесь на taxomet.ru и арендуйте сервер для Вашей службы заказа такси. Настройте программу для начала работы (поддержка Таксомёт поможет это сделать быстро). Вы получите 14 дней бесплатной работы сервиса.
  6. Зарегистрируйтесь в сервисе Zadarma (Новофон). SIP телефония от Новофон будет использоваться для исходящих звонков (в том числе для автоматических отзвонов пассажирам о подаче и назначении машины). У Новофон есть посекундная тарификаци, поэтому один отзвон будет обходиться до 30-35 копеек всего.  Подтвердите Ваш номер в личном кабинете Новофона, а так же сразу загрузите Ваши документы в настройках профиля.
  7. Приобретите многоканальный номер телефона для приема звонков Вашей службы заказа такси. Рекомендованные операторы: Задарма, облачная АТС от Билайн, облачная АТС от Ростелеком или другие SIP операторы. Облачную АТС от МТС мы категорически не рекомендуем. Выбирайте либо городской номер телефона в коде Вашего города, либо мобильный номер (например, при использовании облачной АТС от Билайн).
  8. Решите в какой день (назовем это час Х) Ваша служба заказа такси начнет принимать заказы по телефону.
  9. Установите примерно вот такое приветствие, которое будет проигрываться всем, кто будет звонить в Ваше такси до его старта: "Вас привествует такси Ромашка. Мы рады Вам! Наше такси начнет работать 1 марта с 8 утра. Позвоните нам когда мы уже начнем работать 1 марта.". Это нужно чтобы люди, которые обратятся раньше времени понимали, что такси будет работать. Если этого не сделать, то потенциальный клиент подумает, что никто не берет трубку, а значит это плохое такси. А так будет знать , что такси откроется скоро.
  10. Договоритесь с радио о рекламной компании в час Х (например с 7 утра дня, с которого начинаете работать).
  11. Подготовьте рекламные компании в интернете так, чтобы они запустились с 745 утра в день Х.
  12. В течение недели заключите договоры с водителями со статусом перевозчика (см. главу "Поиск и найм водителей"). Предупредите, что служба начнет работать в час Х. Заведите учетные записи для водителей, убедитесь, что программа у водителя настроена и работает (сделайте тестовый заказ для каждого водителя). Если будете давать рекламу, то заранее подготовьте рекламную компанию к этой неделе.
  13. К концу недели можно арендовать офис и провести в него проводной интернет. Выбирайте офис с возможность подъезда на автомобиле (в небольших городах с этим проблем обычно нету).
  14. За день до старта работы службы заказа такси обзвоните всех Ваших водителей, напомните , что завтра служба начинает работать с 8 часов утра. Это можно сделать с помощью автообзвона через какой-нибудь сервис.
  15. За 20 минут до запуска служб так же обзвоните всех и напомните , что служба начинает работать с 8 утра, о том, что нужно открыть программу и ожидать заказы.

В этой главе описан обобщенный план действий. Не забудьте взять во внимание другие главы данного бизнес-плана ;)

Советы по запуску службы заказа такси

  1. Не имея опыта и достаточных запасов финансов не пытайтесь создать агрегатора, работающего в нескольких городах сразу. Вы распылите Ваши усилия и средства и в результате не добъетесь результата ни в одном городе. Помните о конкуренции.

  2. Начинайте развитие службу заказа такси во втором городе, когда достигните в первом городе показателей хотя бы минимальной бизнес-модели.

  3. Перечитайте этот бизнес план несколько раз. И еще раз уже после начала работы. Скорее всего Вы обратите внимание на детали, которым до этого не придавали значение.

  4. Бизнес - это риск в той или иной степени. Все риски на Вас. Не рискуйте тем, потеря чего для Вас будет болезненной, если Вы к этому не готовы.

  5. Помните самое важное: чтобы такси развивалось все клиенты должны быть отвезены!